НЕИСТОВАЯ ЛОЛА
Мария Долорес Элизабет Розана Джилберт, она же впоследствии Лола Монтес, родилась в 1821 г. в Шотландии, в семье английского офицера. Ее мать происходила из старинного испанского (возможно ирландского) рода. В 14 лет Лола вышла замуж, но брак оказался коротким, и она стала танцовщицей. Объехала всю Европу, гастролировала в Лондоне, Париже, Варшаве, Петербурге, Москве, Берлине, Лейпциге, Вене, Венеции, Риме, Баден-Бадене, Гамбурге... Среди ее почитателей были отец и сын Дюма, композитор Ференц Лист, которого можно назвать первой поп-звездой Европы из-за множества следовавших за ним поклонниц.
Почти в каждом городе Лолу сопровождал скандал. В сентябре 1846 г. во время праздника Октоберфест она оказалась в Мюнхене. Представившись танцовщицей, попыталась выступить на сцене Национального театра, но дирекция отказала ей в этом. Тем не менее, Лола сумела обратить на себя внимание стареющего баварского короля Людвига I. При первой встрече она поразила короля дерзким поступком. В ответ на комплимент о совершенстве ее фигуры, она чтобы усилить впечатление короля вспорола ножом для бумаги блузку на груди, открыв королю свои прелести. Через несколько дней Лола Монтес вышла на сцену, его величество поспособствовал. Очевидцы, однако, сравнивали танцевальные па Лолы с прыжками кенгуру.
Но фавориткой короля она стала. Лола действительно была очень красивой женщиной с яркой «испанской» внешностью: ясно-голубые глаза, прекрасные иссиня-черные тяжелые волосы, грациозная фигура... Сыграл свою роль и проявившийся еще в студенческие годы интерес Людвига I к Испании: ее культуре, истории, политике... Лола стала воплощением его «испанских грез», хотя и плохо говорила по-испански.
Она вела себя дерзко, ярко, соблазнительно, не боялась бросить вызов обычаям... Гуляла с огромным догом, могла появиться на улице с сигаретой во рту и кнутом в руке, кое-кто пострадал и от ее пощечин. С ней было связано немало публичных скандалов, которые королю приходилось лично улаживать. Метресса могла, например, появиться в модном магазине, забрать все, что ей пришлось по вкусу, и удалиться не заплатив.
Людвиг подарил фаворитке дворец и собственный выезд, назначил солидную пожизненную пенсию, накупил драгоценностей, заказал портрет для Галереи красавиц, ей был присвоен титул графини фон Ландсфельд...
Лола полностью подчинила себе короля и даже стала требовать, чтобы кабинет министров являлся в ее салон. Один из министров отказался это делать и был немедленно уволен. Лоле стало казаться, что она действительно правит Баварией. Она потеряла чувство меры и стала подписывать свои письма по-французски «Метресс дю руа» (куртизанка короля). Король, правда, все-таки запретил ей это делать. Но себе Лола не изменила. Ее манера поведения, в конце концов, стала возмущать не только придворных, членов правительства и высокопоставленных чиновников, но и народ.
Однако и у Лолы нашлись приверженцы, в основном среди мюнхенских студентов. Был образован «Корпус Алемания», в который вошли сторонники Лолы. Ее противники тоже объединились. Между группировками произошли столкновения. Был даже закрыт университет. Одна из стычек произошла в кафе, где забаррикадировались друзья Лолы. Узнав об этом, она кинулась на выручку. Один из осаждавших кафе бросился душить Лолу и получил от нее сильнейший удар по лицу. После чего она выхватила пистолеты. Только вмешательство полиции остановило схватку. Наконец, 11 февраля 1848 г. горожане пошли на штурм дома Монтес. Лола приготовилась сражаться, но король приказал полиции силой эвакуировать ее через черный ход и вывезти из Мюнхена. Больше Лола Монтес и баварский король Людвиг I не встречались.
В марте на Германию накатила революция. В Баварии ее пик пришелся на время карнавала. Пять дней продлились беспорядки и в Мюнхене. За это время, как говорят городские книги, в придворной пивной вместо обычных 50 ведер пива посетители выпивали 80 ведер обычного и до 40 ведер крепкого «зимнего» пива ежедневно. В карнавальную субботу повстанцы взяли городские оружейные склады и, нарядившись в средневековые латы, пошли на штурм королевского дворца. Монарху припомнили все и в первую очередь Лолу. Волнения успокоились только после того, как 20 марта 1848 г. Людвиг I отрекся от престола в пользу своего сына.
По нынешним меркам король потратил на свою роскошную любовницу около 2, 5 млн. евро. Но она разбудила в нем страсть, которая, как он думал, уже угасла в нем навсегда. Сохранилось письмо, в котором он писал об этом своему другу. Король был настоящий мужчина. За счастье любить и обладать он не пожалел ни денег, ни трона.
Лола скончалась в 1861 г. в Нью-Йорке, экс-король Баварии на семь лет позже в Ницце. Рассказывают, что когда спустя несколько лет мимо бывшего дворца Лолы провозили конную статую Людвига, повозка накренилась, и из рук короля выпал скиптер.